Вокруг изменения подходов к взиманию дорожного налога в Беларуси продолжаются нешуточные дискуссии. Во избежание дальнейших кривотолков, Минфин решил прояснить, почему было решено отказаться от одной из самых популярных инициатив – включения налога в цену топлива.
Расширенный комментарий ведомства появился в профильном издании «Финансы, учет, аудит». Указывается, что в 2018 году поступления в казну от государственной пошлины за допуск транспортных средств к дорожному движению составили 272,5 миллионов рублей, из которых 94 миллиона – это суммарный взнос организаций, для которых этот расход включается в расходы, то есть учитывается в процессе формирования цены.
Таким образом, если бы нововведение было принято, это существенно ухудшило бы условия ведения хозяйственной деятельности, поскольку гарантированно сказалось бы на увеличении себестоимости производимой продукции и оказываемых услуг.
Что касается платежей физических лиц, которые составили в сумме 178,5 миллионов рублей, это безинфляционный источник формирования дорожного фонда. Включив платеж в цену топлива, власть, таким образом, стимулирует увеличение цен на него, что, в свою очередь, разгоняет инфляционные процессы.
Очень серьезным вопросом Минфин считает также изменение экономики белорусских НПЗ, вызванное реакцией на российский налоговый маневр. С начала 2019 года пришлось пойти на снижение акцизных ставок на топливо на 25%, и это далеко не финал. Если переговоры о компенсации с российской стороной ни к чему не приведут, придется полностью отменять этот акциз. Кроме того, сохраняется риск того, что при увеличении стоимости сырья и появлении дополнительных платежей, в Беларуси топливо окажется дороже, чем в РФ, что возродит деятельность так называемых челноков.
Ранее указывалось, что транспортный налог решено отвязать от прохождения техосмотра. Важным, по мнению представителей Минфина является и дальнейшее соблюдение принципа социальной справедливости.
В настоящее время от пошлины освобождены строительная и сельскохозяйственная техника, а включение платежей в цену топлива спровоцирует попытки отраслевого лоббирования льгот на топливо, из-за чего начнут распространяться серые схемы.
Кроме того, реализация инициативы автоматически ударяет по социально незащищенным категориям и, прежде всего, по инвалидам, которые сейчас не платят налог, а при изменении правил могли бы лишиться льготы.