В ночь на 5 января на белорусских АЗС стоимость бензина и дизельного топлива решено увеличить на копейку. На этот раз «Белнефтехим» прокомментировал повышение цены более подробно, чем обычно.
Таким образом, 1 литр бензина можно купить 1,65 белорусских рублей, АИ-95-К5-Евро – за 1,75 рублей, АИ-98-К5-Евро – за 1,97 рублей. Дизтопливо стоит 1,75 рублей за литр.
Представители «Белнефтехима» в официальном разъяснении сочли нужным напомнить, что Беларусь не располагает достаточным количеством собственного углеводородного сырья, и очень важной задачей является обеспечение стабильной работы нефтеперерабатывающих заводов.
Сами предприятия – это крупные комплексные производства, располагающие высокотехнологичным оборудованием, где постоянными являются сложные технологические процессы. Чтобы обеспечить их безопасную и эффективную эксплуатацию, нужны своевременное обслуживание и капитальный ремонт.
Поскольку ужесточились экологические требования, появилась необходимость в дальнейшем расширении ассортимента и повышении качества продукции, нефтеперерабатывающие заводы непременно должны продолжить реализацию инвестиционных проектов.
Как сказано в сообщении концерна, масштабная модернизация, которую сейчас завершают НПЗ, повысит эффективность работы нефтехимического комплекса Беларуси и даст возможность вывести нефтеперерабатывающие предприятия на уровень мировых лидеров в этой сфере.
В то же время, новые условия хозяйствования таковы, что ежегодно меняются параметры налогового маневра, что имеет следствием повышение стоимости нефти, которую закупают НПЗ Беларуси. Чтобы поддержать эффективную работу предприятий, нужна корректировка цен на топливо.
«Белнефтехим» напомнил также, что ранее цены топлива всячески сдерживались, итогом чего стало наращивание кредитной задолженности и ухудшение финансового состояния заводов. Только в 2018 году ценовая ситуация на внутреннем рынке начала выравниваться, что дало возможность предприятиям постепенно выйти на эффективную работу.
По мере того, как менялась рыночная конъюнктура цены на нефтепродукты, цены как неоднократно повышались, так и снижались – соответствующие решения принимались после анализа базовых ценообразующих факторов. Это цена закупаемой нефти, курс валюты и налоговая нагрузка. Однако, как утверждают в «Белнефтехиме», это далеко не все факторы, определяющие экономику нефтеперерабатывающих заводов.
Чтобы добиться стратегической цели, связанной с сохранением энергетической безопасности страны, необходимо развивать отечественную нефтепереработку и, соответственно, наращивать мощности. Их отсутствие всегда чревато существенным подорожанием топлива, так как в этом случае условия и цены определяются зарубежными поставщиками.
В связи с изменениями мировых котировок, в соседних европейских странах пришлось скорректировать цены на 2-7%. Притом, что белорусские цены тоже индексировались, они все равно на 30-40% меньше, чем на сопредельных рынках. Это позволяет сделать вывод о том, что стратегия ценообразования, принятая «Белнефтехимом», служит обеспечению баланса интересов потребителей и производителей.
Модернизация и реконструкция технологических объектов позволяют белорусским НПЗ системно повышать эффективность, снижая производственные затраты. Только в 2019 году экономический эффект от реализации таких мероприятий составил 60 миллионов американских долларов.
Чтобы сохранить оптимальный баланс между ценой и качеством и позаботиться о защите интересов автовладельцев, «Белнефтехим» повышает цены поэтапно, и это служит смягчению влияния изменения стоимости нефтепродуктов на отдельных потребителей и на экономику в целом. Мировая котировка нефти за 2019 год выросла на 17%, а цены на топливо были увеличены на 13%.
Новый год начался с увеличения котировок нефти, причем в отдельные периоды они достигают 68 долларов. Только если учесть налоговый маневр, стоимость нефти для белорусских НПЗ в 2020 году увеличится на 5%. Таким образом, нынешнее повышение необходимо для обеспечения стабильной работы предприятий.