Согласно прогнозам «Белоруснефти», за ближайшие пять лет в Беларуси будет уже не менее ста тысяч электромобилей, а еще за пару лет их количество утроится. Увеличению их количества будет способствовать отмена НДС и нулевая таможенная пошлина. Соответственно, возникла потребность в расширении сети заправочных станций.
По словам генерального директора компании Андрея Котика, если государственная поддержка будет реализована в полном объеме, стоимость электрокара снизится на 38%. Соответственно, станет намного больше желающих приобрести такое транспортное средство. Стоит учитывать и глобальные тенденции. Эксперты считают, что примерно к 2030 году электромобили составят не менее 20% мирового автопарка, а дальше электрокары начнут постепенно вытеснять традиционные авто.
Компании поручено создание фундаментальной инфраструктуры станций зарядки, для чего необходимо увеличить инвестирование этой сферы. Андрей Котик отметил, что в течение нынешнего года будет запущено 600 станций, а к 2022 году начнут функционировать 640 таких установок. В ближайшей перспективе компания будет устанавливать только быстрые станции, где за семь минут можно обеспечить запас хода на 35 километров. Планируется ввести в строй и так называемые молниеносные ЭЗС, за 10-12 минут заряжающие электромобиль на 345 километров движения.
На реализацию проекта потратят 150 миллионов евро кредитных средств. В настоящее время одна такая станция обходится в 17-20 тысяч евро с окупаемостью в течение пяти- шести лет. Однако финансовый вопрос пока решен не до конца – переговоры с ЕБРР и Европейским инвестиционным банком еще ведутся.
В «Белоруснефти» разрабатываются программное обеспечение и мобильное приложение, помогающие водителю электромобиля рассчитывать запас хода до следующей заправки, зарезервировать ее и получить техническую поддержку. Необходимо также до конца урегулировать вопросы по выделению специального места под ЭЗС.