На сегодняшний день в Беларуси используется около 400 электромобилей, ситуация может кардинально измениться после 15 июня.
С 15 июня в Беларуси отменяется НДС на ввоз электромобилей. Ожидается настоящий бум автомобилей с электродвигателем. Но несмотря на многочисленные преимущества электромобилей, у водителей главный вопрос: «Что будет с зарядкой авто?». Ситуацию прокомментировал Андрей Котик, зам. генерального директора «Белоруснефть». Эта компания отвечает за развитие сети заправочных станций для электрокаров.
Он сообщил, что в скором будущем будет достигнута так называемая точка паритета, когда поездка на авто с электромотором не будет вызывать дискомфорта. Это произойдет, когда запас хода у автомобиля будет не менее 300 км. Тогда авто с ДВС смогут заменить ТС с электромотором.
Примечательно, что такие перспективы по наиболее оптимистичным прогнозам Илона Маска, будут возможны уже в конце 2020 года.
Спрос в пользу электромобилей обусловлен постоянным снижением стоимости батареи, которая составляет треть стоимость всего авто. По подсчетам экспертов на топливе можно будет экономить около 1000 долларов при пробеге до 20 тыс. км. в год. Кроме того, «электрички» не требуют замены масла.
Но главной проблемой на сегодня является пополнение киловатт/часов. «Беларуснефть» с новым брендом Malanka уже запускает 264 ЗС.
– На одной заправочной станции в Минске выполняется около 10 зарядов за день. Поэтому на сегодня дефицита станций нет. Но с учетом возможного увеличения автомобилей с электродвигателем будут установлены еще 180 станций, к 2021 году их число возрастет до 640, – сообщил Андрей Котик.
В популярном для владельцев электромобилей приложении Plugshare отмечены желтые и зеленые ЗС. Первые – быстрые, вторые – медленные. Установка медленных станций выполняется там, где авто находится длительное время – гостиницы, офисы и т.д. Зеленые станции размещаются вблизи ТЦ, магазинов, кинотеатров – там, где владельцы «электричек» находятся недолго. Что касается установки станций в микрорайонах – такую инициативу считают бесперспективной.
– На сегодняшний день продумывается возможность установки станций, мощность которых 180 кВт. Такие комплексы будут выполнять заряд батареи на 100 км за 15 минут. В дальнейшем планируется установить суперзарядные комплексы мощностью 250 кВт и более, с которыми зарядка будет занимать всего несколько минут, сообщил Андрей Котик.
Запланировано развитие ЗС на магистралях. Там будут работать мощные (180 кВт) станции. Выполнить зарядку можно будет в 4 раза быстрее, чем на ЗС возле кинотеатра. При условии увеличения спроса, такие станции будут устанавливаться на дорогах категории Р и Н.
Однако это не все трудности, с которыми столкнуться владельцы электромобилей. Большинство бюджетных электромобилей способны принимать 50 кВт, а автомобили премиум класса рассчитаны на прием 100-150 кВт. Этим ограничивается возможность быстрого заряда. Принимать заряд в 250 кВт может пока один автомобиль Porsche Taycan S. Но по мнению экспертов, уже через 4-5 лет владельцы электрокаров смогут заправлять свои авто всего за несколько минут.