О стремлении Беларуси к внедрению электромобилей и их производству говорят на разных уровнях. При этом переход на инновационный транспорт планируется во всех отраслях – от легковых авто до грузовиков и автобусов. Но какие возможности и камни преткновения можно обнаружить уже сейчас?
Настоящему и будущему электротранспорта была посвящена прошедшая на днях встреча в рамках Европейского автомобильного конгресса, организованного БНТУ, а также Академической автомобильной ассоциацией.
По словам начальника сектора новых технологий НТУ Минпрома Валерия Фишмана, в настоящее время можно говорить о двух сценариях развития электротранспорта – оптимистичном и пессимистичном. Если говорить о пессимистичном сценарии, отставание от глобальных темпов наращивания доли электротранспорта может составить около шести-семи лет по причине задержки в развитии зарядной инфраструктуры, а также препятствий для импорта бюджетных моделей. Исходя из этого сценария, продажи составят 3-4%.
Если оправдаются наилучшие ожидания, отставание от глобальных темпов увеличения доли электрического транспорта составить около четырех-пяти лет, причем большая часть автомобилей будет относиться к премиальному сегменту. Причина в том, что на рынке пока еще не представлены в достаточном количестве бюджетные модели, и батарейные блоки стоят все еще слишком дорого.
В то же время, в ближайшие пять лет ожидается уменьшение средней стоимости аккумуляторов до 100 долларов за 1 кВт ч, что может обусловить увеличение количества электромобилей, относящихся к среднему ценовому сегменту. Это будет способствовать достижению уровня 4-5% от общего объема реализации таких авто.
Чтобы развитие пошло по оптимистическому сценарию, необходимо создать собственный автомобиль, увеличить количество зарядных станций, а также производить отечественные двигатели и аккумуляторные батареи. Необходимо мощное и системное развитие машиностроительной отрасли, а также привлечение малого и среднего бизнеса.
По словам Валерия Фишмана, в настоящее время системный учет электротранспорта в Беларуси не ведется, поскольку в свидетельстве о регистрации нет сведений о типе двигателя. По приблизительным подсчетам, по оптимистическому сценарию к концу 2029 года в стране будет около 7 тысяч электромобилей, по пессимистическому прогнозу – около 2 тысяч таких машин. В настоящее время в Беларуси официально зарегистрировано около трехсот электромобилей.