По результатам ушедшего года уровень продаж новых автомобилей в республике увеличился на 22%, причем более 95% машин реализовано участниками Белорусской автомобильной ассоциации (БАА). Впрочем, этот показатель никак нельзя назвать взрывным. Отмечается тенденция к замедлению динамики.
По словам представителя правления БАА Дмитрия Яроты, продажи продолжают увеличиваться с кризисного 2014 года, когда было реализовано лишь около 24 тысяч автомобилей. И все же пиковым был 2018 год, по итогам которого было отмечено 59% прироста. Эксперт прогнозирует, что в дальнейшем достичь двузначного числа увеличения продаж будет уже очень непросто.
Основных причин стремительного роста, на самом деле, две. Первая – сравнительно высокий отложенный спрос, который до сих пор сохраняется, хотя насыщение уже происходит. Вторая – достаточно активное внедрение весьма привлекательных финансовых инструментов для приобретения новых машин, которое послужило важной поддержкой роста продаж.
Дмитрий Ярота отметил, что у разных дилеров не одинаковые показатели, но у большинства от 60% машин были проданы в лизинг или в кредит. Надо заметить, почти 79% всех реализованных машин – транспортные средства, произведенные в России.
Если говорить о брендах, уверенное первенство в этом году завоевала российская Lada, решительно потеснившая лидеров предыдущих лет – Renault и Volkswagen, занявшие соответственно второе и третье места. Кроме них, в первую десятку вошли Geely, Kia, Skoda, Hyundai, GAZ, Nissan и Ford. На них пришлось 92,6% рынка новых автомобилей. По данным Дмитрия Яроты, объем продаж нарастили почти все бренды. Наибольшее падение по количеству проданных автомобилей продемонстрировал Nissan.
Если говорить о лидерах среди конкретных марок, несомненным лидером стал внедорожник Emgrand X7 от Geely, продажи которого выросли в 3,2 раза. Надо заметить, спрос на Geely белорусского производства вырос очень существенно, о чем представители предприятия неоднократно докладывали в течение минувшего года.
Около 46,7% всех автомобилей, проданных в Беларуси, – это машины B-класса. В первой тройке – Lada Vesta, VW Polo, Kia Rio. При этом в С-классе отмечалось самое значительное падение. Что касается SUV B, в этом сегменте лидировали Lada X-Ray, Renault Sandero Stepway и Logan Stepway.