10 февраля 2025 года в Беларуси вступили в силу новые ставки утилизационного сбора на автомобили, которые были утверждены постановлением Совмина Беларуси от 28 января 2025 года №50.
Изменения затронули как физических, так и юридических лиц, при этом ключевые корректировки коснулись ввозимых автомобилей старше трех лет.
Для физических лиц ставки утильсбора на автомобили, которые не старше трех лет, остались на прежнем уровне — 544,5 рубля. Однако для транспортных средств старше трех лет, ввозимых физлицами для личного пользования, размер сбора увеличился с 816,7 рубля до 1089 рублей. Это увеличение затронет лишь небольшую часть рынка, поскольку ввоз новых автомобилей остается на прежнем уровне, а изменения касаются только старых автомобилей.
Для юридических лиц, в свою очередь, ставки утильсбора значительно возросли. Например, для новых электромобилей сбор увеличился более чем в два раза, составив 1148,86 рубля. Гибриды, ранее освобожденные от повышенного сбора, теперь платят по ставке, аналогичной автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Это изменение, по словам экспертов, станет ощутимым ударом по рынку импортных автомобилей, так как удорожание утильсбора может повлиять на конечную стоимость автомобилей и снизить их доступность для белорусских потребителей.
Представители Минпрома Беларуси уверяют, что увеличение ставок утильсбора является логичным шагом, направленным на стимулирование спроса на автомобили, произведенные на территории Союзного государства, и на поддержку национальных производителей. В Минпроме считают, что повышение утилизационного сбора поможет защитить интересы белорусских производителей и стимулировать локализацию производства в стране.
При этом эксперты отмечают, что рост ставок утилизационного сбора может повлиять на объемы продаж автомобилей. В частности, ожидается снижение интереса к машинам, производимым в третьих странах, поскольку они станут значительно дороже. В то же время, автомобили, произведенные в России и Беларуси, по мнению специалистов, останутся более доступными.
Одним из главных последствий повышения ставок может стать сокращение модельного ряда на рынке. Юридические лица, занимающиеся продажей автомобилей, будут ориентироваться на более ограниченный выбор моделей, так как новые ставки утильсбора делают менее выгодным ввоз и продажу ряда марок автомобилей.
В то же время аналитики прогнозируют рост объемов «параллельного ввоза». По словам экспертов, рост ставок утильсбора приведет к тому, что некоторые граждане будут использовать серые схемы для ввоза автомобилей из-за рубежа, что затруднит контроль над поставками и повлияет на официальную торговлю.
Изменения в системе утилизационного сбора в Беларуси, хоть и ожидаемые, могут существенно повлиять на рынок, сделав его более ограниченным для покупателей. В ближайшие месяцы предстоит увидеть, как новые ставки отразятся на динамике цен и объемах продаж автомобилей, а также на предпочтениях белорусских автомобилистов.