Пока изменения не запланированы, но такая инициатива может быть выдвинута в парламент при наличии 50 000 подписей.
После каждого резонансного ДТП при участии пешеходов поднимается волна споров. Тезис о том, что прав всегда пешеход, не вызывает поддержки среди водителей. На фоне многочисленных дискуссий уже появилось несколько петиций, которые инициируют увеличение штрафов для пешеходов, в случае если авария произошла по его вине. В Госавтоинспекции отреагировали: пока в КоАП не предвидится подобных изменений. Однако, если петиция соберет 50 000 подписей, то инициативу рассмотрит парламент.
Под 1-й петицией были собраны более 4000 подписей, инициирующей ужесточить ответственность пеших участников ДД, после освобождения Дмитрия Матуса, отбывавшего срок в колонии. В обращении говорится:
«Прошу рассмотреть вопрос об увеличении ответственности пеших участников движения за нарушения Правил ДД.
На сегодняшний день за совершение дорожно-транспортных происшествий автомобилисты несут полную ответственность. Даже при таких ситуациях, когда пешеход оказывается пьяным, вся ответственность ложится на водителя.
Резонансная ситуация с Матусом Д., который не успел затормозить перед пешеходом, всколыхнула общественность. Ему не хватило 0,37 сек. чтобы остановится, в то время как пешеход оказался на дороге в неположенном месте и в нетрезвом состоянии. Вторая ситуация с женщиной, которую сбил автомобилист на 8-ми полосной автодороге при условиях малой освещенности.
Учитывая, что пешеходы в равной степени являются участниками ДД, необходимо предусмотреть ответственность за нарушение Правил. За дорожно-транспортные происшествия, которые были совершены при нарушении Правил ДД пешеходами, они должны в полной мере нести ответственность перед законом. Кроме того, должны возмещать ущерб, причиненный в результате ДТП автомобилям и водителям».
В Госавтоинспекции отреагировали:
«Степень ответственности определяется в зависимости от тяжести последствий, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия».
Но после обнародования КоАП в нем не оказалось преобразований, касающихся изменения ответственности. Позже появилась новая петиция, составленная юридически грамотно.
В петиции инициаторы просят ввести соответствующие изменения в Правила ДД и Кодекс АП относительно нарушений пешими участниками дорожного движения действующих правил. Санкцию статьи 18.23 ч.1 изменить с предупреждения на штраф от 3 б.в. в случае отказа от медицинского освидетельствования. В случаях когда в момент ДТП пешеход был в состоянии опьянения – увеличить штраф до 10 б.в. Если происшествие случилось из-за перехода дороги пешеходом в неположенном месте или на красный свет – снять ответственность с водителя. Таких случаев очень много, но виновным оказывается только водитель».
В ответ на эту петицию получен расширенный ответ от Госавтоинспекции: «В случае ДТП изучаются все обстоятельства, представляется право на обжалование. Инициативы по внесению правок в законодательные акты остаются за парламентом, правительством, президентом и группами граждан, минимально 50 000 человек. Гражданские инициативы, собравшие нужное количество голосов, рассматриваются парламентом, нижней палатой». Но пока никаких данных о внесении изменений в последнюю версию Кодекса АП, относительно ответственности пешеходов нет.