Дай покрышкам выбор, они бы запретили зимы в целом и покрытые льдом дороги в частности. Слишком те коварные и слишком сложно к ним приспособиться.
Проблема шипованной резины
Если представить пирамиду самых безопасных шин на льду, у основания расположатся зимние «альпийки», ступенью выше – зимние «скандинавки», а наверху – шипованная резина. Сравнение условное, поскольку многое зависит от класса и, соответственно, стоимости. Запросто может оказаться, что премиальная модель без шипов покажет более стабильное вождение на обледенелой дороге, чем дешёвая с шипами. Пусть как исключение из правила, но такое встречалось в тестах. По умолчанию с шипами куда надёжнее, чем без них.
Другое дело, стоит ли шиповать протектор как можно плотнее. Власти городов, областей и стран категорически против: когда на дороге нет ледяной корки, шипы выщербляют асфальт. Обслуживать асфальт дорого – необходимо искать деньги. Как правило, бюджета на ремонт дорог и без того не хватает, а повышение дорожных сборов среди водителей поднимает негодование.
Чтобы выйти из тупика и учесть интересы обеих сторон, на производителей автошин возложили обязанность проводить испытания, как быстро изнашивается асфальтированное полотно от конкретной модели покрышки в конкретном типоразмере. Испытания обязательные, проводят их независимые лаборатории. Превысил норму – убирай часть шипов, а пока никаких продаж, уложился в норму – твой продукт смогут купить.
Насколько сильно страдает асфальт, зависит от формы и материала, из которых изготовлены корпус шипа и его сердцевина. Поэтому «безвредного» количества шипов нет и поэтому производители патентуют свои наработки. Большее количество «гвоздей», как подсказывает голова, сработает эффективнее. А так ли это на самом деле, подсказывает тест шведского автожурнала Vi Bilagare.
Шипованные автошины на полигоне
Шведы выгнали на обледенелый автополигон Volvo XC40 и поочерёдно протестировали на нём восемь шипованных зимних шин R18. Ширина/профиль – 235/55. Каждая из них прошла три испытания: время разгона с 5 км/ч до 15 км/ч, тормозной путь с 25 км/ч до 5 км/ч, прохождение трека на время. Максимальные оценки – 5 баллов, 15 баллов и 15 баллов соответственно. Больше всего баллов – 35 – заработала автошина с 214 шипами (Nokian Hakkapeliitta 10 SUV).
Остальные результаты:
- Michelin X-Ice North 4 SUV (280 шипов) – 32 балла;
- Goodyear UltraGrip Arctic 2 (220 шипов) – 32 балла;
- Continental IceContact 3 (200 шипов) – 17 баллов;
- Falken Winterpeak F-Ice 1 (200 шипов) – 20 баллов.
- Pirelli Scorpion Ice Zero 2 (196 шипов) – 25 баллов;
- Nokian Nordman 8 SUV (178 шипов) – 22 балла;
- Maxxis Premitra Ice Nord 5 SUV (125 шипов) – 10 баллов.
Выводы о количестве шипов и безопасности
Таким образом, в топ-3 попали только те автошины, у которых больше 200 шипов. Худшей стала резина с минимальными 125 шипами. То есть правило «больше значит лучше» ближе к правде, чем к неправде. При этом перед тем, как купить зимние покрышки с плотной ошиповкой, следует учитывать, что что каждый дополнительный металлический наконечник будет добавлять децибелы шумности.