Владельцы небольших транспортных компаний и индивидуальные предприниматели, занимающиеся грузоперевозками, всерьез рискуют остаться не у дел. Минтранс отказался давать им разрешения на проезд по территории Польши. Как уверяют чиновники, дело в сокращении таких «дозволов», выдаваемых белорусской стороне.
Согласно общим правилам, транспортные ведомства разных государств заключают соответствующие договоренности и обмениваются некоторым количеством разрешений, которые затем распределяются между перевозчиками. Документ, который можно использовать только один раз, проверяется при пересечении границы. Проезд без такого «дозвола» влечет большие штрафы.
Как правило, представители мелкого бизнеса используют двухсторонние разрешения, и преимущественно ездят именно в Польшу, но теперь действует новая схема распределения «дозволов», которых, впрочем, и раньше было недостаточно. В нынешнем году, чтобы иметь шанс на получение документов, необходимо было подать заявку через электронную форму на сайте, где указать количество желаемых разрешений, выручку и так далее. Но в списке, опубликованном в начале декабря, оказались далеко не все.
Отказы получили в основном мелкие перевозчики с небольшим доходом. Они решили объединиться, чтобы совместно отстаивать права. Собираются подписи под коллективным обращением к белорусским властям, создана петиция «Перевозчики в беде», количество подписей под которой увеличивается. Перевозчики не согласны с ситуацией, когда поддержку властей получают только крупные компании. Из разноплановых комментариев по этому поводу становится понятно, что немало и радикальных предложений – вплоть до бессрочной забастовки на фурах у границы.
В свою очередь, Минтранс уверяет, что дело в увеличении количества перевозчика при ограниченном числе разрешений. По словам первого заместителя министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексея Ляхновича, договориться с польскими коллегами об увеличении квоты не удалось, несмотря на все усилия. Белорусская сторона даже предлагала отменить разрешения для польских перевозчиков в обмен на увеличение количества разрешений, но такая инициатива не была поддержана.
Более того, в процессе переговоров польская сторона высказывала намерение сократить на 15 тысяч число «дозволов», объясняя такое решение неэффективным использованием имеющихся документов, но в итоге удалось отстоять прошлогоднее количество – 199 тысяч разрешений с тем, что часть из них будет использоваться в этом году.
Ранее, как заявил заместитель министра, формула и инструкция по распределению разрешений многократно обсуждалась, и начала внедряться только после согласования со всеми заинтересованными сторонами, в том числе, и с небольшими перевозчиками.
По информации Минтранса, перед выделением «дозволов» перевозчики тщательно проверялись специальной комиссией. Более того, удалось выявить компании, завысившие выручку для получения большего количества разрешений.
Как отметил Алексей Ляхнович, в первом квартале пересмотра количества разрешений ожидать не стоит. Но впоследствии будет проанализировано, сколько разрешений было реально использовано. Не исключено, что распределение удастся отменить.
Продолжение переговоров об увеличении квоты запланировано на апрель будущего года, а пока обделенным дальнобойщикам рекомендовано осваивать новые направления.